Aproff знания

Закон психологической адаптации

Привыкание часто обсуждаемое психологическое явление. Реакция на действие раздражителя становится менее выраженной по мере его повторения. Собака может энергично реагировать на незнакомца, однако интенсивность реакции снижается, если незнакомец показывается вновь и вновь.

Подобная закономерность связана с тем, что называют сенсорной, или нейрональной адаптацией. Привыкание определяется условиями поведенческой реакции, а адаптация – условиями изменений в рецепторах организма. Примером может служить приспособление глаз к темноте.

Третьей относящейся к вопросу теорией является сенсорное утомление.

Я не останавливаюсь на каждой из этих трех составляющих отдельно, так как хочу сосредоточиться скорее на области опыта, а не на поведении или на нейронах и органах чувств. Также мне хотелось бы затронуть более общие темы, а не просто поговорить об ощущениях, так что я буду пользоваться выражением психологическая адаптация. Оно охватывает ряд явлений, сенсорных и не только.

На сенсорном уровне существует адаптация к прикосновению, звуку, вкусу, запаху или виду. Если в течение некоторого периода вы слышите звук, то через какое-то время он «исчезает», хотя раздражитель остается. Люди, живущие вблизи аэропорта, редко слышат шум и не придают ему большого значения. А вот их гости недоумевают, как люди могут жить в таком месте. Жители Нового Орлеана привыкают к очень острой кухне кейджанов (жителей южных районов штата Луизиана, потомков французов. Прим. пер.). Они питаются без проблем, а вот их гости совсем не могут есть. Гурманы используют некоторые приемы, которые выдают их интуитивное понимание закона психологической адаптации. Например, им известно, что после нескольких ложек одного и того же блюда его вкус теряется. То же самое справедливо для большинства приятных ощущений, где адаптация наступает очень быстро (однако это не совсем верно для болевых ощущений). Таким образом, гурманы научились очищать нёбо через каждые несколько глотков, чтобы восстановить восприятие вкуса.

Постоянным напоминанием о явлении психологической адаптации является наше собственное дыхание. Весь день и всю ночь на протяжении всей жизни мы дышим. Дыхание – очень сложный процесс, состоящий из вдоха и выдоха. Дыханию и его аспектам посвящены целые тома даосских мыслителей. А сколько раз мы вдыхаем и выдыхаем сознательно?

Мы также привыкаем или адаптируемся к напряжению и беспокойству. Находящийся в состоянии постоянного стресса человек забывает о том, что он напряжен, даже если со стороны это бросается в глаза. То же самое справедливо и для беспокойства, и для гнева. Только после расслабления вы можете осознать, насколько были напряжены, а при более глубокой степени расслабления вы осознаете, что все еще были напряжены за мгновение до этого, когда уже считали себя расслабившимся. Так же и с гневом. Человек может жить в состоянии раба или в унизительном положении годами и при этом считать, что просто «так устроена жизнь». Иногда ярость может скрываться настолько глубоко, что никто и не подозревает о ней до тех пор, пока она внезапно не прорвется наружу.

Помимо ощущений и чувств, наша психика адаптируется к интеллектуальным и этическим ситуациям. Ваше чтение и беседы могут казаться увлекательными и в высшей степени интересными, однако прочтение книги великого мыслителя или общение с ним могут погасить ваше желание вернуться к прежнему образу мыслей. Однако если вы на некоторое время отдалитесь от такого гения, вы забудете все, приспособитесь и вернетесь к своему старому образу мыслей, не осознавая своего возврата к прежним позициям.

То же самое с этикой и нравственными ценностями. Вас могли воспитать в соответствии с высочайшими этическими или религиозными стандартами. Но если вы попадете в социальную среду или рабочий коллектив с менее высокими моральными качествами, то через некоторое время можете обнаружить, что едва ли даете себе в этом отчет. Вначале это может показаться шокирующим, и вы можете посчитать, что никогда не впишетесь в такой коллектив. Однако люди могут пасть сколь угодно низко, перестать сдерживать и свои мысли, и поведение, даже не сознавая этого. Даже те, кто совершают самые худшие злодеяния, – тоже люди.

Некоторые сопротивляются погружению на низшие уровни своей личности. Их все дразнят, считают замкнутыми и надменными. На самом деле, это серьезный вопрос – насколько «плохим» можно позволить себе стать и до какой степени следует стараться защитить своих детей и близких от неправильной жизни. Если родители —алкоголики, их дети растут с восприятием этого факта в качестве нормы. Однако они могут «подняться» над этим благодаря контактам с другой социальной средой. Другие родители не являются алкоголиками и могут переживать, что их дети станут жертвой этого порока. Возможно, они прошли через искушение алкоголем и знают, насколько сильными могут быть соблазны. Они пытаются «привить иммунитет» своим детям, разрешая им употреблять спиртное в домашней обстановке, где взрослые могут контролировать ситуацию, вести нравоучительные беседы и смягчать отрицательные последствия. Возможно, это сработает, а возможно, и нет. Руководствуясь такой же логикой, некоторые отцы сами водят сыновей к проституткам. Очевидно, что это в высшей степени деликатные и трудные вопросы, и я не думаю, что на них существует однозначный ответ.

Верующие христиане полагают, что Мессия пришел в образе Иисуса. Верующие иудеи считают, что Мессии только предстоит прийти. Для иудеев, имеющих сына, всегда актуален вопрос: «Не он ли Мессия?» Можно предположить, что отец желает видеть в своем ребенке Мессию, однако это не всегда так. Один раввин объяснил мне, что быть Мессией – это значит нести огромную ответственность и бремя, а вовсе не развлекаться и купаться в лучах славы. Больше того, согласно лурианской концепции, Мессии последнему предстоит опуститься на самые низкие уровни мышления, этики и морали, чтобы стать искупителем мира. Ему придется опуститься и спасти искры, которые упали на самое дно. И там Мессию подстерегает величайшая опасность: оказавшись на дне, он может начать психологически адаптироваться к этому уровню существования. Мы постоянно наблюдаем это на более мирском уровне с религиозными деятелями, которые в начале своего пути казались такими искренними, что их считали чуть ли не пророками, и которые постепенно опускались все ниже и ниже, даже не осознавая этого, уподобляясь шарлатанам и даже хуже. Это справедливо и для экспертов в психологии и во всех областях. Про политику говорят: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». Вместо слова «власть» вы с таким же успехом можете подставить слова «правда», «доброта», «святость» или «знание». И всегда такие люди не замечают вокруг себя фальши и зла подобно тому, как жители домов близ аэропорта не обращают внимания на шум самолетов.

Что бы мы ни думали о Мессии, вопрос заключается в том, насколько нам самим следует подвергаться искушениям и до какой степени можно поддаваться им. Когда мы смотрим на тех, кто падал и вновь поднимался, как, например, Блаженный Августин, то видим в них некую мудрость и глубину по сравнению с теми, кто избегал искушений и грязи. С другой стороны, сколько потенциальных Августинов так и не смогло исправиться, а опускались все ниже, погружаясь в забвение? А сколько других людей опустилось и исправилось только после того, как они причинили большой вред другим и себе? И вновь мне кажется, что здесь не будет легких ответов. Решения о том, как вести себя и обращаться с другими, можно принимать только в зависимости от ситуации, что нередко бывает мучительным – подобно тому, как висящий на скале человек готов ухватиться за соломинку (пользуясь известной метафорой).

Скрытое правило, похоже, состоит в том, что мы осознаем изменения, а не объекты. Интересен тот факт, что наши глаза постоянно перемещаются вперед-назад с высокой скоростью. Если глазные мышцы обездвижены, то человек, который смотрит на неподвижный объект, перестает видеть его (по крайней мере, перестает осознавать это). Чтобы человек осознал объект, должен двигаться либо глаз, либо объект, либо предметы вокруг объекта. Таким образом, психологическая адаптация связана со Временем и Изменениями.

(http://www.psychological-observations.com/psychological-laws/law-of-adaptation)